История

История

История

Общество трезвости во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского «Трезвение» было создано в сентябре 2014 года. Сегодня наше общество активно действует по благословлению Владыки Серафима епископа Балтийского.

Общество трезвости — добровольное объединение граждан, добровольно отказавшихся от употребления табака, алкоголя, наркотиков, борющихся за трезвость и пропагандирующих здоровый образ жизни — http://trezvenie.org/obschest/

Общество трезвости во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского – большая дружная семья. Несмотря на юный возраст – общество создано в сентябре 2014 года – в нем есть главное: атмосфера любви и понимания, поддержки и участия. Для нас важен каждый, приходящий к нам человек. И все мы, несомненно, чувствуем поддержку нашего небесного покровителя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского на ниве трезвости

91672270-300x200
Священническое служение о. Иоанна пришлось как раз на всю вторую половину XIX столетия. Среди обширной деятельности этого прославленного пастыря, нельзя не отметить те особые усилия, которые были употреблены им для помощи тем людям, которые, в силу разных причин, лишены были нормальной, полноценной жизни в обществе и нередко оказывались у порога физической и духовной гибели, в числе таких оказывались и одержимые недугом пьянства.

В 1855 году, сразу же после окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии, о. Иоанн был рукоположен во священника и определён рядовым иереем в Кронштадтский Андреевский собор. (15, с.42) В 60-х годах Кронштадт служил местом высылки административным порядком порочных, неправоспособных, в силу своей порочности, граждан, преимущественно мещан и разного сброда. (15, с.50) Молодой пастырь не возгнушался подобного рода окружением. Глубоко осознавая истинный смысл своего призвания, окрылённый верой, движимый искренней любовью к людям, он идёт на встречу им.

Спустя короткое время, благодаря неутомимым трудам и проявившимся в нём обильным духовным дарованиям, для многих он становится спасителем, благодетелем, отцом, самым дорогим и близким на свете человеком, о. Иоанна узнаёт вся Россия.

Нередко, теми людьми, в жизни которых происходила благая перемена при встрече с о. Иоанном, становились горькие, дошедшие до состояния крайней нищеты и глубокого нравственного падения пьяницы. В качестве примера приведём отрывок удивительной истории, одного из многочисленных случаев чудодейственной помощи Кронштадтского пастыря:

Ещё в хорошие времена своей жизни П.Е. слышал об отце Иоанне Кронштадском. В одну из минут невольного (за отсутствием пятачка) отрезвления, он вспомнил о Кронштадтском пастыре.
— И у меня точно упало что-то внутри, — рассказывает Пётр Ермолаевич,- так стало весело, радостно на душе. За всё время моего пьянства у меня не было более приятного душевного ощущения. Я упал на колени, пробовал молиться — не мог; слова молитвы не шли на память. Я решил сейчас же идти пешком в Ораниенбаум, оттуда как-нибудь пробраться в Кронштадт.

Батюшка сидел в каюте, когда П.Е. вошёл, едва передвигая ноги и низко опустив голову.
— Расскажи же мне своё прошлое. Как дошёл ты до этих лохмотьев? пил, верно?
— Пил, батюшка, — рыдая повторил я.
— Ничего, ты успокойся. Помни, что любящим Бога всё во благо+ Если ты потерял всё, но помнишь и любишь Бога, ты ещё ничего не потерял. Мало хорошего дойти до этого рубища через кабак; но кто знает, какими путями ведёт нас Господь к Себе. Может быть, иначе ты никогда и не вспомнил бы о Боге, о славе Его, для которой ты должен жить
— Ты найди себе ночлег где-нибудь, а завтра приходи к ранней обедне, в собор. Мы помолимся с тобою, потом ты исповедуйся, причастись св. Таин и поезжай обратно в Петербург.

Отец Иоанн протянул руку П.Е., и он почувствовал присутствие бумажек.
— Возьми, это тебе пригодится. Тебе надо одеться и привести себя в порядок.

Исповедь сопровождалась продолжительным наставлением пастыря, после чего он встал на колени рядом с исповедником и помолился. Благословив затем исповедника, батюшка сказал.
— Иди с миром и старайся не грешить. Не допускай прежде всего мыслей греховных: после мыслей придут дела худые, тогда труднее будет бороться. Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться самому со злом, беги к духовному отцу своему и проси его приобщить тебя св. Таин. Это великое и всесильное оружие в борьбе с пьянством. Не стыдись перед священником назвать свои грехи настоящим именем и не скрывай сего в душе своей. Православная церковь никому из сынов своих не отказывает в св. Таинствах, а литургия совершается у нас ежедневно. Ступай.

Впоследствии Пётр Ермолаевич много и охотно рассказывал о сильном душевном потрясении своём после исповеди.
На другой день он причастился св. Таин, предварительно переменив свой внешний вид
— Я, по милости Божией и молитвам о. Иоанна Кронштадтского, сделался опять человеком, — писал он жене. Возвращайся ко мне, забудь и прости прошлое. Я твёрдо уверен, что святая православная церковь не будет считать меня заблудившим, погибшим сыном. С помощью Божией, я надеюсь вести трудовую жизнь христианина.

Жена тотчас исполнила требование своего мужа и не раскаивалась в этом. Поведение Петра Ермолаевича не давало ей повода быть чем-нибудь им недовольной, но, напротив, большей заботливости и предупредительности нельзя было и желать. Каждое воскресенье и праздник семья ходила в церковь, каждый вечер посвящался чтению св. писания и молитве. Пострадавшие дети определены были в учебные заведения. Ни один бедняк не получал у П.Е. отказа в помощи. Предметом особого его попечения была местная приходская церковь. Он золотил ризы и церковную утварь, ремонтировал паникадила, покупал иконы, словом, делал всё зависящее от него для украшения и благолепия храма.

Церковь дала мне всё; пожалею ли я чего-нибудь для неё, говорил часто он. (15, с.603-610)
Благодаря о. Иоанну, при помощи Божией, обретали силы для восстания тысячи несчастных. Некоторые проповеди пастыря свидетельствуют о том, как горячо болела его душа за спивающийся люд:
Винопродавцы, простите мне, — не человекоубийцы ли вы? Как так? Очень просто. Человек, особенно простой, необразованный, да и всяк — слаб, грешен: его легко втравить во всякий порок. А содержатели питейных домов втравливают бедный народ в пьянство. Но, горе человеку тому, говорит Спаситель, имже соблазн приходит; ибо Сын человеческий, Сын Божий, прииде взыскати и спасти погибшего. Горе строющим и умножающим питейные дома. Люди гибнут и телесно, и душевно, как мухи от мухоморной жидкости, от умножения питейных домов и винной продажи, а содержатели этих домов виновны в их погибели. А кто эти погибающие? — Дети Отца небесного; дети Господа Животворящего, породившего их в купели крещения. Имеяй уши слышати да слышит!. (15,с.611)

До наших дней сохранилась молитва от пьянства составленная о. Иоанном:

Господи, призри милостиво на раба Твоего (имярек), прельщенного лестью чрева и плотского веселия; даруй ему познать сладость воздержания и поста и проистекающих от него плодов духа. (16, с.20).
В стремлении оказать поддержку как можно большему числу страждущих, спустя почти 30 лет с момента начала пастырской деятельности, о. Иоанну, благодаря его широкой известности и духовному авторитету, удаётся претворить в жизнь прекрасный замысел. В 1882 году в Кронштадте было сооружено внушительное по размерам здание получившее наименование Дома трудолюбия. Всякий желающий мог получить здесь простую работу, например, клейку картузов, трепанье пеньки и т.п., небольшую плату за труд, здоровую, сытную пищу и ночлег. (17, с.26)

В состав Дома Трудолюбия входили следующие учреждения:
1) пенькощипальная мастерская, в которой работало в течении года до 25 тыс. человек;
2) женская мастерская, состоявшая из трёх отделов: модного, белошвейного и вышивки и метки белья;
3) сапожная мастерская, в которой под руководством опытного мастера мальчики обучались сапожному мастерству;
4) народная столовая, в которой за небольшую плату отпускались обеды, а в праздничные дни устраивались бесплатные обеды на несколько сот человек;
5) ночлежный приют, взимавший за ночлег по 3 копейки;
6) бесплатное призрение бедных женщин;
7) бесплатная амбулаторная лечебница;
8) народные чтения с туманными картинами, которые велись по воскресным и праздничным дням и заключались в разъяснении Евангелия, а так же в общеполезных очерках по русской истории и литературе;
9) бесплатное начальное народное училище;
10) вечерние классы ручного труда;
11) класс женского рукоделия;
12) бесплатная детская библиотека при начальном уч
илище;
13) народная бесплатная читальня;
14) воскресная школа;
15) рисовальные классы;
16) убежище для сирот и дневное пристанище для приходящих детей;
17) второй приют для малолетних обоего пола;
18) загородный дом милосердия имени Отца Иоанна, служивший летом для детей убежищем;
19) дом Андреевского приходского попечительства, где производилась ежегодно выдача денежных пособий бедным на несколько тысяч рублей. (17, с.27).
Учреждена была также книжная лавка и устроены огороды для снабжения овощами различных учреждений Дома Трудолюбия.

Дом Трудолюбия — это целый город, полный самой кипучей, разносторонней и осмысленной деятельности. Попечительство Дома Трудолюбия состоит из лиц, принадлежащим ко всем классам общества, начиная от самого высшего и кончая самым низшим. Между ними не было никакого разделения. Здесь все люди сливались в одну семью и дружно работали вместе.

Деятели попечительства совершали великое, святое дело благотворительно — просветительской помощи, не задаваясь никакими партийными целями и счетами. Они благотворили всем: и образованным, и необразованным, лицам православных и инославных исповеданий. (17, с.32)
В 1888 году о. Иоанну удалось заложить и отстроить каменный трёхэтажный дом для ночлежного приюта. (17, с.32)
В 1891 году была сделана закладка третьего здания: Странноприимного дома. Цель этого учреждения — дать бедному люду пристанище во время приезда в Кронштадт к о. Иоанну за молитвой и советом. (17, с.32)
В Доме Трудолюбия имелась домовая церковь во имя благ. кн. Александра Невского. (17, с.32)

Конечно же, это учреждение, как мы увидели, было ориентировано на оказание помощи прежде всего неимущим. Но, даже при сегодняшнем взгляде на его деятельность, очевидна та огромная польза, которую оно могло приносить обездоленным людям страдающим пьянством. Ещё в1872 году в одном из своих воззваний к кронштадтской пастве, по поводу строительства Дома Трудолюбия, о. Иоанн, указывая на главные причины бедности, коснулся и пагубного пристрастия к хмельным напиткам. (17, с.27) К